Разбор документального фильма ВВС о Карлосе Кастанеде

Разбор документального фильма ВВС о Карлосе Кастанеде

Сие творение доблестных журналистов ВВС считать документальной работой, конечно же, нельзя. Не создалось впечатление, что они хотели что-то прояснить, скорее — сформировать образ Карлоса Кастанеды для масс. Типичный ход, когда надо навесить на сложно понимаемый феномен удобоваримый ярлык для фальшивой осведомленности ординарного гражданина. Но мы то знаем.

Итак, рассматриваем поминутно.

Начнем с разбора моментов, которые интересны и ценны для поклонников наследия Карлоса Кастанеды:

Автобусная остановка в Ногаласе — настоящая, хоть и с новым ремонтом.

Дон Хуан не был шаманом племени Яки. И волосы у него не были длинными как в фильме.

Одно из видений под Датурой про порчу книг в библиотеке помогло опознать преступника, которого затем поймали. Забавное совпадение, если считать, что Карлос все выдумал.

Маргарет говорит о том, что она не согласна с Де Миллем, и что дон Хуан действительно существовал. Есть фактические доказательства, что Карлос присылал письма и открытки из Мексики (почтовая марка и т.д.). А в браке они были в самом начале 60-х годов.

СиДжей сын Кастанеды говорит, что лично видел индейца — учителя Кастанеды, и что полевые заметки, которые он также видел, действительно существовали и находились в коробках в старом доме в Вествуде.

Теперь по моментам критики:

Ричард Де Миль до того как наброситься на Кастанеду был приближенным адептом Рона Хаббарда создателя Сайентологии, пока не разоблачил его за что-то там как фальшивого гуру и т.д. Еще один скользкий момент в мотивацию Де Миля. Первую книгу Кастанеды он прочитал в 1975 году, после того как Карлос прекратил свою публичную деятельность антропологом, то есть до того как можно было требовать какие-то вещественные доказательства близкие актуальному моменту.

Какой-то странный аргумент — у него образ дона Хуана в голове не сошелся из 1-й и 2-3 книг… Очень субъективно, поэтому не аргумент вообще, у многих, например, все сошлось. Да и начиная со второй книги Карлос сам говорит, что дон Хуан поменял тактику обучения, когда начался второй этап его обучения. Более того, совмещать нужно только первую книгу и первую часть третьей, а по настроению эти фрагменты похожи, хотя в третьей чувствуется больше силы и писательского мастерства. Что не удивительно, ведь полноценными можно считать книги начиная со 2-й «Отдельная реальность».

И снова про «аргументы» Де Миля, первая книга — это по сути диссертация, в которою были вложены вполне конкретные избранные сведения по теме. Пояснительная записка к книге «Структурный анализ» — тому подтверждение (прочтите, узнаете много интересного, например, что термин «несгибаемое намерение» использовался уже тут). И это единственная книга написанная до 68 года, хотя материалы для последующих книг у Карлоса уже были на руках. Есть свидетель, который изучал полевые записки и подтверждает, что в них были эпизоды которые не вошли в первую книгу (вошли в третью?). Потеря не для науки, а для Де Миля, который мягко говоря все проспал. Он со своей просьбой про полевые заметки опоздал на несколько лет (он даже не знает где были эти заметки в Вествуде или Санта-Монике), Карлос уже ушел «в подполье» став шаманом, а этап со своей открытой научной антропологической деятельностью закончил в 1973 году, еще до того как Де Милль прочел его первую книгу.

Кастанеда ездил с доном Хуаном на пейотные сессии в другую местность, а не принимал его прямо у него дома. Это все есть в книгах. Ньето все правильно говорит. Карлос этот момент уточнял в первых книгах, не говоря уже про лекции еще в те года, что у дона Хуана кровь Яки наполовину и он не является стандартным жителем общины. Как и то, что это не его настоящее имя. Это первое, а второе, Карлос описывает встречу с доном Хуаном вот так:

«На границе между штатами Калифорния (США) и Сонора (Мексика) есть город под названием Ногалес. Из Ногалеса главная магистраль проходит через город Эрмосильо, столицу Соноры, город Гуаймас и, наконец, пересекает станцию Викам. К западу от станции Викам в сторону Тихого океана расположен город Викам, населенный преимущественно индейцами яки. Викам — это место, где я впервые встретил дона Хуана. Примерно там и обучался.» Интересно пробовал кто-то из ВВС этот маршрут, раз уж автобусную остановку нашли? И сравнить пытались с локацией, например, тех же учиолов которых приводит в пример Файкс? Они ведь вели якобы объективное расследование…

10:54 – Это нужно отметить, чтобы не кричать, что он был наркоманом и т.п. Ну типичное клише про Кастанеду. Вот вам опровержение из первых рук.

27:08 – Подпись: Эми Уоллес – давний последователь. Последователем она могла стать только с 1993 года. До этого пару раз просто встречалась с Карлосом на каких-то официальных встречах. Ее отец – известный писатель и друг Кастанеды. Они даже печатались в одном издании. Обратите внимание: Де Миль – сын режиссера, Уоллес – дочь писателя. Дети великих людей, которые таковыми не стали, а видимо хотелось… А тут какой-то Карлос, который вылез из глухой деревни в Перу и стал таким вот великим без известных и богатых пап и мам. Это могло быть каплей в их мотивацию стать критиками.

28:08 – Де Миль считает, что в каждом рассказе дон Хуан был разным, поэтому «нет дона Хуна как личности», которая могла бы менять поведение изо дня в день, и единственным объяснением было – писатель нас обманул. Что вообще за абсурд? У меня вот все в характере сходится. Кстати, по таким вот параметрам значит и Кастанеды не было, ибо он был весьма непредсказуемым человеком. Многим, например, было не понятно, когда он шутит, а когда говорит серьезно. Или как он мгновенно переходит от каких-то глубинных вещей, до неприличных шуток. Де Миль, говорит, что метод работы Карлоса — сидя в библиотеке брать, что ему нравится и потом это делать содержанием книг… Почему-то никто до сих пор не придумал чего-то и близко подобного, несмотря на то, что на дворе не 60-е в библиотеке университета, а 2000-е с интернетом и множеством недавно вскрытых секретов древних практик (Тибет и т.п.) Люди все время забывают, что тогда – это не сейчас. Есть у нас хоть один по мощности писатель в этой области? Нет. В подобных рассуждениях, что Карлос гениальный писатель, есть одно слабое звено. Гениальные писатели пишут с детства. Не становятся так вот писателями – сел и сразу написал бестселлер. А если таковые и находятся, то они пишут художественную литературу. Выдумать такой материал как у Кастанеды просто с потолка – невозможно. Люди забывают, что он был антропологом, а не дзен практиком или еще кем. Совместить вот так сразу – индейский шаманизм, художественные вымысел и тонкости практики – и все это за каких-то несколько лет? В 35 лет, внезапно, Карлос прозрел… Настолько маловероятно, что ровняется нулю.

Про критиков из Лос Анджелеса:

Там собственно настолько субъективные мнения, что говорить даже не о чем. Уоллес – ходила с ним на свиданки иногда и посещала классы. Ходила нужно отметить добровольно. Сама признавалась, что во время встречи в 91 году Карлос ее начал привлекать как мужчина, ибо до этого не привлекал. Найдите эпизод, где ее на занятиях троллил Карлос, там настолько точный потрет, посмеетесь.

Несколько моментов:

Насколько далекую от умеренности жизнь вел Кастанеда, чеки показали, что женщины покупали себе дорогое белье… Для миллионера он вел очень умеренную жизнь. И при чем тут шмотки вообще? Им че ходить в тряпках? О чем они говорят вообще.

Посмотрите на мимику Уоллес те несколько секунд, когда она говорит о роли Голубого Скаута в троллинговых маневрах Карлоса (он специально провоцировал стадные инстинкты и эгоманию у студентов подобными выходками). Это откровенное отвращение и ненависть. По женски это называется — ревность. За минуту до этого про эпизод с детской спальней. На самом деле высказывание Карлоса вполне разумно, терапевты подтвердят. Как и пользу разрыва отягощающих отношений с родителями. Есть термин даже такой «сепарация». В плане активной терапевтической работы — эти заявления обоснованы. Но это отдельная тема.

Инъекции инсулина. Да, Карлос болел раком печени. И это не было большим секретом. Он сам в этом признавался нужным людям. Болезнь поставила окончательный крест на их «бессмертном учителе»… Еще один перл. С чего это Грег и Габи решили, что он будет жить вечно в физическом теле и не будет болеть? Он даже в интервью говорил, что скорее всего умрет как обычный человек. Про двоеженство. На самом деле, скорее всего, они развлекались так или игрались с социальным порядком. Возможно, имело место какой-то юридический момент. Да и на самом деле ничего такого нет в том, что захотели его подруги стать женами. Не факт еще, что они там в связи сексуальной состояли. Но это их личное дело. Тем более, если на то пошло, и если корчить из себя поборника праведности, ответ прост — у шаманов, модель которую наследовал Карлос, — несколько жен вообще не считается преступлением (скорей наоборот). Это вполне себе обычный культурный феномен у разных народов. Так что и тут, не подкопаешься особо. Про титулы вроде «дочь» или «сын». Снова, в культурной среде шаманов так могут называть не биологических детей, а тех кому было передано знание или энергия. Типа титул близости к семье в духовном смысле. Тоже нет ничего уникального в этом. Древний Китай тому например. Единственно, история с Пати Партон действительно смутная, вполне вероятно, что это и ее останки нашли, но опять таки — вилами по воде.

Ремарка: Эми Уоллес умерла в возрасте 58 лет от передозировки препаратами (брат подозревал ее в злоупотреблении ими). Повод вспомнить «необоснованные» морали в ее сторону по поводу препарата «Прозак» и ее употребления препаратов вообще, о которых она упомянула в своей книге.

Об аргументации Файкса:

Про Рамона Силву как прототип дона Хуана. Есть свидетельство, что Медина Силва и Кастанеда познакомились в году 1971 по словам Барбары Майерхофф, которая их познакомила, и которая была знакома с Карлосом с 1966 года. Рамон туда приехал со своей женой Люпе, которая по словам Файка теперь говорит о том, что Карлос приезжал к ним в конце 60-го года. Она что, забыла и к чему слова о том, что Карлос приезжал к ним раз в начале 60-х (да еще не употреблял пейот, хотя «встать не мог» (если кто не знает одно из действующих веществ кактуса вызывает эрекцию)). Сам же Файк допускает, что Карлос мог пересекаться с Рамоном в конце 60-х годов. Как-то все не клеится… Перевод неправильный или в фильме ошибка? А может банальная подтасовка? Не сходится, ибо в 1962 году рукопись первой книги уже была готова, а в своих интервью 1968-69 года Карлос очень уверенно говорит о положениях из своих первых книг. В 1971 году Карлос вел семинары в университете, на основе первых трех книг, озвучивая информацию, которая потом войдет в следующие книги.
И в вопросе самой фигуры Рамона противоречия, одни говорят, что он был настоящим шаманом (которым он стал в конце 60-х?), другие говорят, что скорее просто популяризатор культуры, ибо страдал алкоголизмом и вообще был художником по жизни. Тем более он был известен и популярен еще в 60-х. К тому же — он ровесник Карлоса и погиб в пьяной драке в 1971 году. Есть допущение, что Карлос мог учиться у учителя Рамона шамана Хосе Мацувы, но ученики этого не подтверждают, говорят что там был другой шаман по имени дон Хуан и он также вроде как не учитель Кастанеды (самое смешное, что «дон Хуан Матус» окажется реальным именем, а не псевдонимом как утверждал Карлос).
Здесь схожая история как и с CNN-шным Качорой, который также был известным шаманом или культурным деятелем Яки и не намного старше Карлоса (где-то 50 ему было, и внешний вид — не соответствует: массивная фигура, длинные не седые волосы и т.д.). По свидетельствам самого Качоры он познакомился с Карлосом в году 70-м. Опять, как и с Рамоном, на тот момент у Карлоса уже был материал первых трех книг. Как и Силва — он был публичной личностью, и вряд ли его не смогли бы найти все те заядлые поклонники Кастанеды, которые искали дона Хуана повсюду. Да и появился он после ухода Карлоса со своим фондом Яки и семинарами… Обе версии очень сомнительны. Особенно если учесть, что дон Хуан родился в 1891 году, а оба претендента на его роль были ровесниками Карлоса. Вряд ли сложился бы такой образ изначально, да и тот же СиДжей наверняка бы заметил расхождение между тем, что он видел и читал в книгах. Думаю, он бы заметил, что учитель его отца его ровесник. А если учесть, что есть свидетельства от публичных людей вроде Андреса Сегуры (предводитель танцоров кочерос) или Руис Соледад (актриса), что они лично видели дона Хуана, наверняка они бы смогли сказать свое «нет» таким вот версиям, так как они знают как выглядел человек под псевдонимом «дон Хуан». Видите ли, получается, было бы желание у «детективов с ВВС».

Повторюсь, нужно помнить, что Кастанеда в 1971-72 году в Ирвине вел семинар «Феноменология шаманизма» на основе своих первых трех книг, включая сведения, которые войдут в последующие книги (про 4 ветра и т.д.). И, кстати, именно там показывал какие-то странные движения на месте силы для поиска «нитей мира» (это аргумент за прообраз Тенсегрити). На тот момент он еще не познакомился в Говардом Ли (оно состоялось в 1974 году) у которого после целительских сеансов остался учиться Ушу. Стиль — Цайлифо или Чой ли фут, а не Тай цзи как любят утверждать.

И еще один момент.

В интервью Майкла Харнера, он говорит, что один из ярых критиков Кастанеды принес ему извинения так как тот оказался прав по поводу использования растений индейцами в определенном регионе (на 3:25 видео интервью). Вот кто такой этот критик интересно?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *