Коан* дона Хуна об «истинной паре»

Коан* дона Хуна об «истинной паре»

Истинная пара «Тональ — Нагуаль» (объяснение из второй части 4-й книги) — как выйти из парадоксального объяснения к развязке?

Есть два классических типа ответов связанных с объяснениями по истинной паре «Тональ — Нагуаль». Первый — неправильный, когда начинают создавать категории и последовательности в этой паре. Второй — почти правильный, гласящий о том, что данный смысловой парадокс не имеет верного ответа. Разберемся.

Почему первый вариант — неправильный? Просто. Потому что речь идет об «идеальной паре». Пара в данном случае обозначает одновременность и равнозначность. Средствами языка — лучшее как мы способны выразить одну из фундаментальных когнитивных единиц учения (одно из важнейших ядер постижения).

По каким-то причинам сей нюанс ускользает от подавляющего большинства последователей, исследователей и практиков. Они пытаются поставить одно выше/главнее/обширнее другого. Кто-то приписывает «нагуалю» значение источника, а «тоналю» — всего лишь формирующего аппарата; кто-то — считает, что «нагуаль», все то, что за гранью способностей разума (сознания), а «тональ» — наша психика; кто-то думает, что «нагуаль» — это энергия, а «тональ» — материя; некоторые вообще проводят примитивное сравнение «нагуаля» с хаосом, а «тоналя» с порядком. И все они, увы, не правы.

Все, что порождают подобные размышления — так это «предметы на острове тональ». Любое деление, дихотомия, разграничение, сравнение, противопоставление — существуют уже в Тонале, являясь отражением более фундаментального принципа истинной пары, на который можно указать, но нельзя объяснить.

Истинная пара «Тональ — Нагуаль»: едино-моментальна. Одновременная в не времени. Создает и творит сразу как пара, из порядка и пустоты. Несмотря на то, что все понятия и разница между «создает и творит», «порядком и пустотой» — являются изначально «разделением тоналя». Единственное правомерное указание — то, что Нагуаль существует как партнер Тоналя.

Мы можем играться смыслами и их оттенками, говоря о том, что «тональ — создает из неизвестного наполненного порядком», а «нагуаль — творит из неизвестного наполненного пустотой». Но все это будет игрой Тоналя. И правильного ответа, кажется, нет, но есть верное решение. Оно звучит так:

Все, что существует — мгновение акта идеальной пары (правильней звучит без слова «существует»).

Нет никаких иных способов увязывания, кроме идеальной пары. «Идеальная», потому что она самая-самая, а «пара» — потому что осуществляется одновременно и равноправно в ЭТО (то, где нет разницы между «существованием» и «не существованием», несмотря на то, что они есть).

На пальцах, несмотря на словесные парадоксы и запредельный смысл, утрировав до контекста перцепции, показать идеальную пару достаточно просто. Все, что мы можем назвать «сутью восприятия» — результат одновременной деятельности идеальной пары. Даже в нашем обыденном обусловленном восприятии — банальный стол — эхо истинной пары.

Не так, что видимое — это тональ, а невидимое — нагуаль. А одновременно — тональ и нагуаль. Это как раз все то, что есть (и чего нет). Поймали нить догадки? Теперь переносите ее на все более глобальные смыслы, структуры, понятия и т.д. — до тех пор, пока не придете к «осознанию, без слов».

Такой вот «коан» загадал дон Хуан Карлосу Кастанеде в ресторане. Удалось ухватить решение?

*Прим: конечно«коан» в переносном смысле, мол, как загадка не имеющая ответа, но обладающая решением.

PS: для правильно дотошных читателей, которые спросят — «А как же Дух?» А он то как раз и является выражением идеальной пары в едином (как их глобально-запредельная персонификация, если угодно). А самый активный его аспект назван «Намерением» как нечто, с чем мы способны иметь дело наиболее прямым, но абстрактным способом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *